Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор»)
осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса
(ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью
96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского,
Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и
Домодедово.
Завершение работ на
Раменском участке трассы ПК № 4
планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы
ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами,
населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории
Раменского района Московской области.
Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет
субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и
внебюджетных источников финансирования.
Общероссийской общественной
организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г.
представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой
автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной
основе). Пусковой комплекс № 4».
ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной
экологической экспертизы проекта ПК № 4
ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том
числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно
ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД:
«Общественная экологическая
экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги
(ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе).
Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по
общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские
автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет).
В соответствии с данным решением
с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая
экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД.
Эта необходимость диктуется
тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру
государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и
упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень
чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической
(растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации),
экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных
мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет
населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации
гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных
объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни
людей.
Согласно мировой практике (Всемирный банк,
ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого
проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на:
• истощение и
пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение
воздуха, воды, почвы, биоты);
• растительный и
животный мир;
• продуктивность
природной среды;
• материальные
ценности и культурное наследие;
• облик
ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха.
Главными задачами
общественной экологической экспертизы являются:
- установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого
проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы;
- стимулирование проектировщиков, строителей, работников
дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и
ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию
негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную
среду;
- повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для
развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и
иностранными инвесторами.
Проектируемый четвертый пусковой комплекс
пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной
близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский,
Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово,
Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%.
Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки
Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На
данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных
рек.
На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет
строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо.
При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по
территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение
числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического
состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а
также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта.
Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8
км, а в г. Электросталь - 7,7 км.
В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и
здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято
решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда
населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы
приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих
в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая
протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне
акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных
пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в
которых население не проживает постоянно.
Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км
севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района
трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г.
Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье
(трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д.
Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с
запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к
востоку от трассы).
В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы
находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от
трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы).
На территории
Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи
следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д.
Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к
востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино
(примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы);
пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское
(примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от
трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к
северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель
(в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово
(в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д.
Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района -
примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево
(примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного
коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к
западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново
(в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные
окраины деревни).
Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается
от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На
территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных
пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния);
д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от
трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от
трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к
северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м
к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500
м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м
к северу от трассы).
Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный
природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса
правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте
проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте
2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги
выведена из нее.
Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства
предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в
пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения
количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части,
проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и
1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из
кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна.
На
рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных
сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного
и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума
устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой
от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2.
Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей
среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог
Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от
МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за
последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза
социально-экономического развития региона с учетом создания условий
формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры.
Среднегодовой
прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030
г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным
участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки.
Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс.
авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые
автомобили – 64-65%; автобусы – 1%.
Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным
движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и
вспомогательные функции.
Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству
коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов,
распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов,
наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и
объекты железных дорог) в 262 местах.
Потребности
строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят
924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11
га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под
коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и
сооружения.
При этом под
временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель
сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му
участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят
463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га,
под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель
сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав
отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации,
19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения.
В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие
виды работ:
- Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом
состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск
объектованалогов.
- Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы.
- Бурение разведочных скважин и геофизические исследования.
- Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха,
почв, грунтов, поверхностных и подземных вод).
- Оценка радиационной обстановки.
- Исследование вредных физических воздействий.
- Оценка состояния животного мира и растительного покрова.
- Исследование социально-экономической и медико-демографической
обстановки, работу с населением.
- Исследование памятников истории, культуры, археологии.
- Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт
фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории.
Номенклатура и
объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не
совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой)
инженерноэкологических изысканий.
Однако Заказчик,
Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными.
В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был:
- представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по
существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей;
- дать суммарную оценку существующего акустического состояния
окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным;
- определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с
санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков;
- построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108.
Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным
методикам.
Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня
транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей.
Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта
по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с
ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с
преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных
вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1
дБА. Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в
тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия
изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения
автотранспорта.
Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач
изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на
земную поверхность.
Таким образом,
результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных
мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги.
Характеристика растительности, животного мира, современное состояние
ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и
содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по
инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ
землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида
воздействия.
В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе
линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных
широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности.
Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет
существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и
приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным
направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и
эксплуатации ЦКАД.
При строительстве трассы ЦКАД
происходит:
- полное уничтожение растительных сообществ в полосе землеотвода, утрата лесных и пастбищных ресурсов;
- утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений, в том числе занесенных в Красные Книги РФ и региона;
- сокращение ресурсов полезных видов растений;
- повреждение растительности на границе со строительными площадками и подъездными дорогами, временное снижение продуктивности лесных и пастбищных ресурсов;
- угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
- изменение гидрорежима в долинах и лощинах водотоков, связанное с подпруживанием последних, приводящим к подтоплению и заболачиванию вышележащих территорий;
- существенное усиление ветрового воздействия на кромки леса, окружающие открытое пространство трассы, и связанная с ним активизация буреломных и ветровальных нарушений;
- нарушения растительного покрова как следствие активизации эрозионных процессов в зоне строительства магистрали;
- повышение пожароопасности территории;
- трансформация фауны территории, нарушающая нормальное функционирование экосистемы и, следственно, фитоценоза;
- формирование рудеральных растительных сообществ по обочинам трассы, на техногенных почвенных обнажениях и т.д.
При эксплуатации ЦКАД могут
происходить:
- сукцессионные изменения растительных сообществ в случае активизации экзогенных геологических процессов и изменения гидрологического режима местообитаний, вызванных строительством;
- снижение ветроустойчивости древостоев вдоль опушек лесных выделов, примыкающих к полосе землеотвода;
- угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
- повышение рекреационной нагрузки на растительность;
- неизбежное замусоривание обочин и прилежащих территорий;
- повышение пожароопасности территории.
На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая
площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2.
Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью
попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2
ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными
научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками).
К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4:
относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь
выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2.
На участках территории объектов археологического наследия, частично
попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы
также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими
археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это:
- «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь
раскопок 3000 м2;
- «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь
раскопок 2500 м2.
Общая площадь
территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому
комплексу №4 составляет 5850 м2».
«АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.)
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить